Минфин РФ в письме от 01.09.2026 № 03-07-11/76470 разъяснил порядок налогообложения при утрате имущества из-за чрезвычайных ситуаций. Ведомство подтвердило, что при уничтожении товаров в результате атак беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) восстанавливать НДС не требуется, а стоимость списанных ценностей можно полностью учесть в расходах по налогу на прибыль.
Финансовое ведомство опирается на устоявшуюся судебную практику, приравнивая атаки БПЛА к форс-мажорным обстоятельствам. Налоговые последствия выбытия такого имущества определяются следующими правилами:
Потери от чрезвычайных ситуаций и сопутствующие расходы можно списать для уменьшения базы по налогу на прибыль. Для этого применяется стандартный порядок учета убытков:
Важно! Минфин не зафиксировал конкретный перечень документов для подтверждения таких убытков, проигнорировав запрос налогоплательщика о безусловном праве на списание по актам МЧС или Следственного комитета. На практике для обоснования расходов компаниям необходимо самостоятельно подготовить инвентаризационные описи, акты уполномоченных ведомств и иные доказательства утраты имущества.
Таким образом, если речь про НДС, то объект налогообложения не возникает, ранее принятый вычет восстанавливать не нужно. В случае налога на прибыль, убытки и расходы на ликвидацию последствий включаются во внереализационные расходы.
Своевременно обнаружить и снизить риск доначисления НДС за счет своевременной правки расхождений и ошибок в налоговой декларации, а также сформировать ответ на требование в электронном виде бухгалтерам помогает сервис Контур.НДС+.